Практика разрешения споров и медиации

С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральный закон № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Это форма внесудебного решения конфликтов с привлечением беспристрастной третьей стороны – медиатора (от лат. mediare означает «посредничать»).

Принципы медиации

Посредничество как способ урегулирования правовых конфликтов – не новое явление в правовой культуре стран мира. Однако как официальная процедура рассмотрения споров, медиация родилась в 40-х годах прошлого столетия в США. Она базируется на 15 основных принципах. Некоторые их этих принципов закреплены в международных нормах, часть – в Конституции Российской Федерации, часть – в законе «О медиации». К ним относятся:

  • добровольность;
  • сотрудничество;
  • законность;
  • справедливость;
  • независимость медиатора;
  • равенство сторон в споре;
  • принцип допустимости доказательств;
  • принцип состязательности сторон;
  • презумпция невиновности;
  • принцип законности и компетенции медиативного соглашения;
  • принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  • конфиденциальность.

Область применения медиации

Практически все споры, за исключением уголовных, административных, ряда семейных (связанных с детьми), ряда трудовых (коллективные споры) – можно решать с помощью медиации. Все большее применение эта процедура находит в разрешении конфликтов, возникающих в экономической и трудовой сфере, а также в области управления. Имеются в виду споры, в которых участники представляют фирму, учреждение или отдел внутри компании. В центре внимания находятся такие споры, как:

  • конфликты при основании, реорганизации или разделе компании, включая объединение представителей свободных профессий. Например, случаи объединения адвокатов, самостоятельно практикующих врачей, использующих общую материальную базу, оборудование;
  • конфликты между компаниями и их управляющими, а также между представителями топ-менеджмента;
  • споры между наследниками предприятия, совокупно владеющими наследством, при составлении завещания предпринимателем (когда предприятие продолжает свою деятельность после смены владельца);
  • споры, связанные с патентным и авторским правом;
  • спорные ситуации при заключении длительных контрактов и проведении переговоров. Например, между производителем, поставщиком и сбытовой компанией;
  • урегулирование конфликтов при наступлении страховых случаев, например, при авариях;
  • конфликты, возникающие после слияния компаний и при банкротстве между должником и кредиторами;
  • споры, возникающие в процессе реализации крупных строительных проектов, особенно конфликты, между строительной фирмой, субподрядчиком, конструктором и архитектором.

Чем полезна медиация?

В рамках медиации урегулирование спора осуществляется на основе интересов сторон: участники конфликта ведут переговоры, самостоятельно принимают взаимовыгодное решение в рамках закона, а участие профессионального медиатора в этом случае необходимо для построения конструктивного диалога между спорящими сторонами. Главное отличие медиации от судебного процесса заключается, прежде всего, в том, что окончательно решение зависит от воли сторон. Кроме того, сама процедура проходит в более сжатые сроки, и она не настолько формальная по сравнению с арбитражным регламентом.

Роль медиатора

Специалисты группы компаний «РОСОХРАНА» оказывают квалифицированную юридическую поддержку в ходе примирительной процедуры медиации. Наша задача состоит в том, чтобы показать сторонам экономическую неэффективность конфликта и помочь заключить мировое соглашение на основе компромисса интересов.

Компания обладает многолетней практикой управления конфликтами в организациях. Мы уверены, что посредничество – действенный способ урегулирования сложных ситуаций, который позволяет сохранить репутацию компании, положительный имидж и конкурентоспособность.

Кроме того, в практике группы компаний «РОСОХРАНА» имеются случаи достижения соглашений по имущественным делам (споры между супругами и наследниками), по спорам, связанным с ЖКХ и предоставлением коммунальных услуг, трудовым и семейным спорам и во многих других областях.

Наши эксперты обеспечивают всестороннюю правовую поддержку клиентов на досудебной стадии урегулирования споров, а при необходимости, в судебных разбирательствах и на стадии исполнения решений суда.

Пример медиации в трудовых отношениях


Работник А. был уволен по сокращению штата с должности специалиста отдела. Однако при сокращении работодатель не предложил ему все имеющиеся вакантные должности. В ответ на допущенное нарушение работник предъявил к компании иск о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда. Директор компании был неприятно удивлен таким поворотом дела, так как при сокращении сотруднику А. было выплачено несколько окладов. Он обвинил А. в алчности и неблагодарности.

В ходе медиации выяснилось, что на самом деле А. интересовало не получение выходного пособия, а сохранение трудовых отношений на период пока он занимался поиском нового места работы. Как пояснил А., ему было бы легче трудоустроиться, если бы компания предоставила ему еще несколько месяцев на поиск подходящей работы. Кроме того, работник был недоволен тем, что более года он фактически выполнял функции заместителя начальника отдела.

Для работодателя же принципиальным был вопрос сокращения зарплатного фонда, что и пояснил его представитель.

В ходе медиации стороны, выяснив истинные интересы друг друга, пришли к соглашению о заключении срочного трудового договора на неполное рабочее время. Это позволило компании сократить правовые риски в случае восстановления работника и взыскании в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула, а сотруднику – повысить шансы на трудоустройство. Кроме того, работодатель согласился внести изменение в трудовую книжку истца – сделать запись о переводе его на должность заместителя начальника отдела с момента фактического выполнения работником соответствующих обязанностей.

Преимущества правовой медиации

Практика досудебного решения споров – эффективный метод решения конфликтов, возможность сохранить партнерские отношения, репутацию, сэкономить время и силы. Применение медиации возможно на всех этапах – от заключения сделок до конфликтов между совладельцами бизнеса. Главное, чтобы у сторон была заинтересованность в мирном, цивилизованном урегулировании спора. Своевременное обращение участников конфликта за юридической помощью дает следующие преимущества:

  • Экономия финансовых средств: затраты на услуги медиатора существенно ниже судебных издержек.
  • Экономия времени: медиация занимает меньше времени, чем судебные заседания.
  • Принцип сотрудничества: медиация ориентирована не на выяснение, кто из участников прав, а кто виноват, а на поиск конструктивных решений.
  • Гибкость процедуры: медиация (в плане времени, даты и организации) может быть подстроена под потребности участников процесса, принимает во внимание эмоциональные и личные факторы.
  • Принцип конфиденциальности: рассматриваемая в процессе медиации информация не придается огласке.
  • Ориентированность на будущее: споры, решаемые с привлечением медиатора, как правило, более долговечны, они основаны на желании урегулировать конфликт. В 80% случаев в результате переговоров его участникам удается выработать соглашение, которое соблюдается обеими сторонами.